Актуальность работы состоит в том, что в нашей стране долгое время делался акцент
на коллективной деятельности, а личности, тем более креативной, не предавали
значения в должной степени, подавляя творческий потенциал. На сегодняшний день,
многим компаниям необходимы оригинальные идеи, а следовательно и творческие
личности, способные реагировать на новые трудности и изменения происходящие в
окружающем нас мире. Таким образом, сейчас назрела необходимость создания
устойчивых плодотворных креативных групп, способные оперативно вырабатывать
успешные уникальные решения.
Также, необходимо отметить, что сейчас как Россия, так и мир в целом переживает
финансово-экономический кризис, который негативно отразился почти на всех сферах
экономики. Организациям, государствам и всему миру необходимо найти в кратчайшие
сроки пути выхода из этого кризиса. Таки образом, необходим совершенно новый
подход
к решению экономических и социальных задач, которые ставит перед
современным обществом XXI век. На наш взгляд, решение этих новых задач на всех
уровнях невозможно без креативных качеств как лидера, так и группы в целом.
Необходимо понимать, что необходимо очень осторожно подходить к проблеме
назначения руководтва, так как креативная группа особенно сильно реагирует на
происходящие внутри группы изменения, которые варьируются от значительного
повышения эффективности деятельности, до полного прекращения ее результативности.
В
ряду современных социологических методов
особый
научный
интерес
представляет социометрический метод как перспективный метод изучения динамики,
внутренних взаимоотношений в группе, состояния внутригрупповых и межгрупповых
процессов общения, характера и степени развития психологических связей, лидерства,
группировок.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена, по крайней
мере, двумя обстоятельствами: потребностью практики в научных рекомендациях по
выбору руководителя отдела в креативной организации, научно обоснованное
применение социометрического метода для выявления социально-психологической
атмосферы в креативном коллективе.
Для нашего исследования мы рассматривали такие креативные группы, в которых
наиболее ярко выражена творческая направленность, таким образом, рассматривая такие
компании как «BlackBox», «ДизайнДепо»,
«Дмитриади» «Арт Пипл Групп» и некоторые
другие, мы выбрали для фундаментального исследования компанию «СНИМ Арт
Групп», так как он, по нашему мнению, является одной из самых успешных молодых
креативных групп, работающих в
области
организации
корпоративных и
развлекательных мероприятий.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что успешный рабочий
креативный коллектив не должен отличаться устойчивой высокой сплоченностью.
Группа не должна отличаться сильными постоянными связями вне рабочего времени, а
степень неудовлетворенности эмоциональными отношениями должна быть средней.
Такие, на первый взгляд, парадоксальные выводы объясняются, прежде всего тоем,
что специфика исследуемого коллектива состоит в том, что этот коллектив является
творческим, где почти каждый человек является носителем определенных идей, которые
не всегда могут разделятся сотрудниками, которые в свою очередь сами являются
идейными людьми. Таким образом, участникам данной группы необходимо проводить
достаточное время отдельно друг от друга для того, чтобы получить поддержку со
стороны, у которых
не
так
выражено
стремление
генерировать, выражать
и
осуществлять новые идеи. Также участникам творческой группы необходимо постоянно
«черпать» идеи вне организации, иначе существует риск «замыкания» внутри
организации, что ведет к «исчерпанию» идей, а следовательно, к творческому застою.
Что касается, Социально-психологического климата в исследованной малой
группе, то необходимо отметить, что коллектив находится на такой стадии своего