Мифологемы: аллюзивные имена собственные во французской поэзии
Истратова Юлия Александровна
аспирант
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия
Мифологема - ёмкий и действенный художественный приём, благодаря которому
упоминание лишь одного слова (как правило, имени того или иного персонажа,
действующего лица) может вызвать целый ряд нужных автору ассоциаций.
В середине 1950-х гг. Ролан Барт опубликовал серию очерков о всеобщей
мифологизации современного сознания. Так, по его мнению, образ жизни среднего
француза пропитан «мифологизмами». В исследованиях Барта ведущим в определении
мифа является слово. Все, что покрывается дискурсом, может стать мифом. И вообще,
если рассуждать глобально, то миф, полагает Р. Барт, является маркирующей
качественной характеристикой современного общества, при этом мифологизация –
признак всех социумов [Барт 2001: 303].
Содержание мифологемы составляют архетипы (образы), «архэ» вещей – основа и
начало мира. По мнению исследователя живой мифологии Карла Густава Юнга, в понятии
«мифология» первая основа означает ‘слово, речь, предание’, вторая — ‘собирать’, т. е.
слово в целом нужно понимать как ‘собирание воедино’. Понятие «мифологема» означает
«повествование». Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что похожие
мифы существуют в различных частях мира, и что сходный круг тем, сюжетов,
описываемых в мифах, затрагивает широчайшую область коренных вопросов мироздания.
В мифологии мы встречаем первую воспринятую форму архетипа - мифологему.
Соответственно, архетипы отличаются от первых переработанных их форм. Они не
обладают конкретным содержанием, это всего лишь бессодержательные формы, которые
заполняются жизненным опытом.
В узком значении «мифологема» – развернутый образ архетипа. Как переработанные
формы архетипов, мифологемы – продукты воображения и интеллектуальной интуиции.
Они осваиваются сознанием в символическом контексте со всем сущим, превращаясь в
повествование. По словам К. Г. Юнга, «миф не является объяснением, выдвинутым для
того, чтобы удовлетворить научное любопытство, миф – это воссоздание первобытной
реальности в форме повествования» [Юнг 1996: 261].
Нас интересуют отношения, связывающие историю, миф и поэзию; отголоски
событий давних дней, нашедших отражение в стихах, благодаря которым последние
приобретают живость и определённую историческую или некую «временную» аллюзию.
Обращение к мифу или некому историческому событию – беспроигрышный ход: это
может быть одно-единственное слово, которое не нуждается в комментариях, разумеется,
для того, кто осведомлён. Мифологическая направленность интересна лаконичностью:
подчас бывает достаточно в определённом контексте коснуться того или иного события,
попросту упомянуть и мгновенно станет ясна суть повествования.
«Мифологемы - коллективные и индивидуальные - являются именами собственными,
либо выступают в функции имен собственных. Говорить ... о содержании имен
собственных или, тем более, пытаться разложить это содержание на компоненты, было бы
бессмысленно. Однако каждое слово, а мифологема - особенно, помимо своего
референциального значения и вне зависимости от того, обладает ли оно сигнификативным
значением или нет, в памяти говорящего / слушающего включено в некоторый круг
привычных ассоциаций, понятных только носителю данной культуры. Подобного рода
ассоциации могут материализоваться в виде постоянных эпитетов или других слов-
спутников, сопровождающих, как правило, появление данной мифологемы в тексте»
[Лотман 1982: 395].
Сатурн (Saturne) – аллюзивное
имя
и одновременно центральная фигура
одноименного стихотворения современного французского поэта Жоржа Брассенса,
страстного ценителя мифологии.